Дополнительное образование

  • Дополнительное образование и внеурочная деятельность в МБОУ «СОШ № 31»

Дополнительное образования – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочных форм и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Учебный план дополнительного образования, внеурочной деятельности в школе создается в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности ребенка в разнообразных развивающих средах, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

В дополнительном образовании школы реализуются дополнительные общеобразовательные программы различного уровня (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Целью дополнительного образования детей  является формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени, их адаптация к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

Цель внеурочной деятельности — достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и программ внеурочной деятельности соответствуют:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурным и национальным особенностям региона;

— уровню образования.

Календарный учебный график работы объединений по программам дополнительного образования и внеурочной деятельности  МБОУ «СОШ №31» на 2021-2022 учебный год
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года — 02.09.2021г.
Начало формирования групп и начало занятий ДО — 03.09.2021г.
Продолжительность учебного года – 34 недели;
Продолжительность занятий – 40 минут (1 учебный час), если занятия более 2-х часов, то между ними предусматривается перемена 10 минут;
Окончание учебного года – 27.05.2022г.

Расписание занятий объединений дополнительного образования и внеурочной деятельности для учащихся на 2021-2022 учебный год


  • Сертификат дополнительного образования

Внедрение персонифицированного финансирования как права ребёнка на дополнительное образование

Сегодня в системе дополнительного образования происходят существенные изменения: внедряется персонифицированное финансирование. Оно предполагает право каждого ребёнка в возрасте от 5 до 18 лет на сертификат дополнительного образования. Независимо от того, какие кружки или секции ребёнок выбирает, в какой организации (государственной, муниципальной, частной) он на них запишется, за его образование в пределах номинала сертификата заплатит государство.

Сертификат на дополнительное образование ребёнка родителям достаточно получить один раз, так как он, по сути, идентификационный код ребёнка в единой системе базы данных региона.

С введением сертификата, а соответственно, денежной составляющей, ребёнок выбирает кружок либо секцию осознанно. Согласитесь: когда обучение предполагает оплату, это дисциплинирует. Большим плюсом также является информационная система и возможность с её помощью осуществлять учёт посещаемости ребёнком занятий – это решает проблему пропусков занятий, проблему «записались и не ходят».

Денежный эквивалент сертификата утверждается в каждом муниципальном образовании и ежегодно обновляется. Сумма сертификата не переносится на следующий год, а средства не обналичиваются.

Сегодня даже скептики осознают, что сертификат – это уникальный механизм поддержки и развития детей. С сертификатом для ребёнка открыты двери даже в ранее недоступные кружки и секции.

Подробно и на доступном языке обо всех преимуществах сертификата рассказывает комикс, который разработан Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Скачать комикс можно самостоятельно, пройдя по ссылке https://onf.ru/sites/default/files/attachment/komiks.pdf

Каждый ребёнок должен получить опыт успешных идей, дел и проектов. Успех дает уверенность. А задача родителя и педагога – помочь ребёнку в этом.

«Буклет для родителей» (скачать)

Алгоритм действий родителей (законных представителей) ребенка

Как оформить сертификат дополнительного образования?

Заявление на предоставление сертификата дополнительного образования.


  • Нормативные документы

Основные документы в сфере дополнительного образования детей:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  5. Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 N 533 О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  9. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
  10. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
  11. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина».

Нормативно-правовое обеспечение внедрения целевой модели развития дополнительного образования на федеральном уровне:

  1. Паспорт Национального проекта «Успех каждого ребенка» Федерального проекта «Образование»;
  2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями);
  3. Письмо Минобрнауки России от 03.07.2018 № 09-953 «О направлении информации» (вместе с «Основными требованиями к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»);
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;
  5. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  6. Письмо Минфина России от 6 августа 2019 г. № 12-02-39/59180 «О порядке и условиях финансового обеспечения дополнительного образования детей в негосударственных образовательных организациях»;
  7. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации № Р-136 от 17 декабря 2019 г. «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. №Р-21 «Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей»;
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 марта 2020 г. № 84 «О внесении изменений в методику расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;
  9. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации МР-81/02-вн от 28.06.2019, утвержденные заместителем министра просвещения РФ М.Н. Раковой, по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
  11. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976-04 «Методические рекомендации по реализации курсов, программ воспитания и дополнительных программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

Нормативно-правовое обеспечение внедрения целевой модели развития дополнительного образования во Владимирской области:

  1. Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка»;
  2. Распоряжение Администрации Владимирской области от 09 апреля 2020 № 270-р «О введении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Владимирской области»;
  3. Распоряжение Администрации Владимирской области от 20 апреля 2020 № 310-р «О создании Регионального модельного центра дополнительного образования детей Владимирской области»;
  4. Распоряжение Департамента образования администрации Владимирской области от 28 апреля 2020 № 470 «Об исполнении распоряжения администрации Владимирской области от 20.04.2020 № 310-р»;
  5. Распоряжение Администрации Владимирской области от 18 мая 2020 № 396-р «О создании Межведомственного совета по внедрению и реализации Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей во Владимирской области»;
  6. Распоряжение Администрации Владимирской области от 28 апреля 2020 № 475 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей во Владимирской области»;
  7. Распоряжение Департамента образования администрации Владимирской области от 14 марта 2020 «Об утверждении медиаплана информационного сопровождения внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей Владимирской области в 2020 году»;
  8. Постановление Администрации Владимирской области от 09.06.2020 №365  «Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей на территории Владимирской области».
  9. Распоряжение Департамента образования Владимирской области от 30 июня 2020 № 717 «Об исполнении постановления администрации Владимирской области от 09.06.2020 № 365»