Задание для 11-ых классов по русскому языку от 14.05.2014

Вариант №1   

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « ´ »
в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кухОнный
2) ободрЁна
3) завИдно
4) закупОрив

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Почтовое отделение направляет АДРЕСАНТУ повторное уведомление, если он не приходит за письмом в течение пяти суток.
2) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.
3)  Кошка, которая обнюхивала на окне РЫБНОЕ заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.
4)  Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАТИВНОЙ и поэтому очень полезной.

 

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) у башкир
2) клади быстрее
3) около пятиста метров
4) пять статей

 

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя стихотворный текст,

1) мною был неверно определен размер.
2) у нас завязался спор.
3) помните об особенностях поэтической речи.
4) учениками часто не учитывается ритм.

 

 

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) По приезде в чужую страну поинтересуйтесь ее традициями и обычаями.
2) Учитель отобрал и посоветовал учащимся воспользоваться справочной литературой
3) Все, кто рано начинает кататься на коньках, через несколько лет овладевают этим искусством в совершенстве.
4) Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы, мы отвлекаемся от несущественных деталей.

 

А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Ковш Большой Медведицы расположился на крыше дома, который стоял напротив.
2) На поляне росла береза, которая была окружена хороводом белоснежных ромашек.
3) В повести, что написал отец, рассказана история одной семьи.
4) Комната, в которой лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

 

(1)… (2)Жить так, чтобы ты все делал по своей воле, но при этом не угнетал других, не ограничивал свободу других. 3)Быть свободным за счет других – это значит быть самым подлым рабом. 4)Свободен лишь тот, кто никого не угнетает, никому не мешает жить так, как он хочет, если и этот другой тоже не угнетает других, не применяет насилия, не лжет, не причиняет никому вреда. 5)Свобода рождается в спорах и столкновениях, это самое трудное слово в языке. 6) … запомним: ничего дороже свободы на земле нет.

 

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Несвобода – это когда человека угнетают.
2) Свободу можно добыть, но самое трудное – научиться жить свободным человеком.
3) Что такое свобода, знают или очень несвободные люди, или очень свободные.
4) Пока человек не вырос, он не может быть полностью свободным, этого не бывает.

 

 

 

А8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Потому что
2) Но
3) Например,
4) Иными словами,

 

А9 Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

 

1) ничего нет
2) дороже свободы
3) нет
4) нет на земле

 

А10 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложноподчиненное
2) сложносочинённое
3) сложное с союзной подчинительной и  сочинительной связью
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

 

А11 Укажите правильную морфологическую характеристику слова САМОЕ из пятого (5) предложения текста.

1) указательное местоимение
2) относительное местоимение
3) возвратное местоимение
4) определительное местоимение

 

А12 Укажите значение слова ВОЛЯ  в предложении 2.

 

1) данный человеку произвол действия
2) власть или сила, могущество
3) свобода, простор в поступках
4) независимость, свобода

 

А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Мария Ивановна всегда сдержа(1)а и умере(2)а в своих требованиях. Старые, тысячу раз игра(3)ые грамофо(4)ые пластинки были ею выброше(5)ы.

1)    5

2)    1, 2, 4, 5

3)    1, 2, 5

4)    3, 4, 5

3

 

 

А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пл..вец, пок..яние, кат..лог
2) к..лючий, неприк..сновенный, утр..мбовать
3) м..нимальный балл, препод..ватель, об..жать малыша
4) атр..бут, накл..ненный, г..рдероб

 

 

А15 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 

1) ..моральный, ..банкротиться, от..рваться
2) пр..творить мечту в реальность, пр..ступление, пр..мудрый
3) пред..стория, вз..мать, с..змала
4) Ра..путица, мирово..зрение, не..добровать

 

А16 В каком ряду в  обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

 

1) обид..вший, гон..шь
2) замеш..нное тесто, напил..шь
3) помеш..нная каша, искуп..шь
4) прицел..шься, прикле..шь

 

А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. налаж..вать  
Б. сбивч..вый  
В. откле..ваться  
Г. стержн..вой  
1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

 

 

А18 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Как он н(1) старался, все равно опоздал, и н(2)кому н(3) нужный отчет отправили в мусорную корзину.

1) 1, 2 2) 2 3)  3 4) 2,3

А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Людям Павла Ивановича деревня ТО(ЖЕ) понравилась, и они ТАК(ЖЕ), как и он, обжились в ней.
2) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ раскаивался в этом.
3) Пришлось отказаться (от)того, что было задумано, так как деньги (на)счЁт не поступили.
4) Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

 

 

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Вот потянуло ветерком () и свежее вздохнула ночь.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

 

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Длинный и костлявый (1) он медленно шагал по камням и (2) поводя своим горбатым, хищным носом (3) кидал вокруг себя острые взгляды (4) поблескивая холодными серыми глазами и (5) высматривая кого-то среди грузчиков.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

 

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вдоль леса росли красивые молодые ели и березки, выбежавшие (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодежь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что дает только полная сил молодость.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

 

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
2) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекала хлеб и насушила две сумки сухарей.
3) Работа шла быстро и весело и скоро была закончена.
4) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

 

А24 Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Рисунок на листьях клена – след бесконечных восходов и закатов.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи (именами существительными в именительном падеже), при отсутствии глагола-связки.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В своих пьесах (1) Чехов создал образы людей (2) жизнь (3) которых (4) пришлась на переломный момент истории.

1) 1, 2
2) 2
3) 3
4) 2, 4

 

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Утром (1) когда я почувствовал (2) что наш поезд бодро бежит вперед (3) и в открытое окно тянет свежим ветерком (4) я быстро соскочил с верхней полки (5) и вдруг понял (6) что снова полон жизни.

1) 1, 2, 4, 6
2) 2, 3, 6
3) 1, 2, 4, 5
4) 1, 3, 4

 

А27 Прочитайте текст.

Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35 – 40 миллионов лет назад. Деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. В теплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

 

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)    В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

2)    Янтарь – затвердевшая смола – возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35 – 40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

3)    Хвойные деревья, жившие 35 – 40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

4)    Янтарь – это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

 

Прочитайте текст и выполните задания A29-A30; B1-B8; C1.

 

1)Как давно Яков не был в лесу! 2)Кажется, с самого  детства. 3)Но воспоминания об этом смутны, а может быть, их нет совсем, и есть только уверенность, что ко­гда-то он все-таки приходил сюда. 4)И пока над моги­лой произносились речи и зарывали гроб, Яков все ог­лядывался вокруг и старался вызвать в памяти что-то похожее на этот лес, на этот чудесный запах цветов и травы, но там, позади, было все пусто и серо…

5)Музыканты сыграли последний раз и стали ухо­дить. 6)Якову не хотелось идти с ними; он свернул на глухую кладбищенскую тропку и выбрался через дру­гие ворота к полотну железной дороги. 7)Высокая насыпь пересекала огромную долину, по обе стороны рос березовый лес. 8)Очевидно, недавно прошел поезд; его дым запутался между деревьями, и они стояли точно овитые голубыми лентами, колыхающимися на легком ветру. 9)Лес был редкий, но от этого он казался еще бо­лее прекрасным, потому что насквозь — каждая его веточка, каждый листик — был пронизан необыкновен­но ярким светом солнца.

10)«Уточку убил…» — снова вспомнил Яков.

11)Вся его  серая, однообразная, безрадостная   жизнь, загубленная, по его собственной вине, предстала перед ним, озаренная этим светом. 12) Он подумал,   что  мог  бы, как Игнат, стоять над рекой  и  смеяться,  любить, ласкать детей,  работать и, заслужив этим  почет, быть с  честью похороненным. 13)Но дело даже не в этих загробных  почестях,  а   в том,  чтобы   прожить  интересно   и красиво. 14)От него же все заслонила копейка. 15)Добывая ее, он никогда не задумывался, что живет не так, а вот теперь, когда жизнь подходит к концу, вдруг задумал­ся, но уже поздно и изменить ничего нельзя.

16)Что-то надломилось в нем; он взвалил на плечо ставшую вдруг очень тяжелой трубу и побрел домой, оставляя позади этот мир, залитый чистым светом лет­него солнца.

 

С. Никитин «Старики»

А28 В каких предложениях выражена основная мысль текста?

1) 10, 16 2) 2, 3 3) 14, 15 4) 8,9
               

 

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 15 предложение текста является выводом рассуждения, представленного в предложении 14.
2) В предложении 12 представлено рассуждение.
3) В предложении 7 представлено описание.
4) Предложения 5-6 содержат рассуждение и описание.

 

 

А30 Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.

1) 13 2) 7 3) 5 4) 16

 

Часть 2

 

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланкеответов № 1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

 

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.

 

В1 Из предложения 13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

 

В2 Из предложений 4 выпишите наречия.

 

В3 Из предложений 1 -2 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

 

Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами.

 

В4 Среди предложений 3 – 10 найдите сложное предложение, которое включает односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В5 Среди предложений 11 – 16 найдите предложение с обособленными обстоятельством и определением. Напишите номер этого предложения.

 

В6 Среди предложений 1 – 9 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

 

В7 Среди предложений 9 – 15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.

 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

 

В8 Давно не испытываемое состояние главным героем характеризует синтаксическое средство____________ (предложение 1).  Также несоответствие прожитой жизни и той , о которой мечталось, передано  с помощью такого синтаксического средства,  как__________ (в предложениях 11, 12)  Противоречие внутренних переживаний героя подчеркивает такой троп, как__________ (« в загробных почестях» — «интересно и красиво» в предложении 13). А такой прием, как_______ (предложение 16), отражает состояние героя в финале данного текста.

 

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) эпитет

5) метафора

6) парцелляция

7) противопоставление

8) однородные члены

9) восклицательное предложение

 

 

 

 

Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь  на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.