Задание по русскому языку для 11″А» класса от 11.11.2014

ЕГЭ-2015 (русский язык)

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ  в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в Бланк ответов № 1 справа от номера задания,  начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

 

(1) Алмазы, ценные, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, – чрезвычайно твёрдые камни. (2)<…> их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2)Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3)Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4)Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов используются алмазы, обладающие особой твёрдостью.

Ответ: ______________________

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов)  должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?  Выпишите это слово.

несмотря на это

однако

потому что

во-первых

поэтому

Ответ: ______________________

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОИЗВОДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в  третьем (3)  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОИЗВОДСТВО, -а, ср.

  1. Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей. Товарное производство. Рост, спад производства.
  2. Изготовление, выработка, создание какой-нибудь продукции. Производство бумаги. Производство стали. Вещь фабричного производства.
  3. Отрасль деятельности, вырабатывающая какую-нибудь продукцию. Сталелитейное производство. Сельскохозяйственное производство.
  4. Фабрика, завод (простореч. нов.). У нас на производстве.
  5. Ход, течение судебного дела. Ход судебного производства.
  6. устар. Повышение в звании, чине. Производство в офицеры. Производство в штабс-капитаны.

Ответ: ______________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намЕрение

дОнизу

закУпорить

оптОвый

донельзЯ

Ответ: ______________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.

Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.

Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

КОМАНДИРОВОЧНОЕ удостоверение инженер положил на стол.

Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

Ответ: ______________________

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИХ часы

гора АПЕЛЬСИНОВ

со СТА ПЕРВОГО экземпляра

ХУДШИЙ поступок

МЯУКАЕТ

Ответ: ______________________

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) А.Н. Островский создаёт в пьесах не только типичные, а глубоко индивидуальные образы. 1) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезду в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень. 2) ошибки в построении предложения с однородными членами
В) Побывав в Москве XVII века, у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом. 3)неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве. 4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) нарушение управления (в предложно-падежных сочетаниях)
7) ошибки в построении предложения с причастным оборотом

 

А Б В Г Д

 

Ответ: ____________

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рмишель

зам..реть

экспер..ментальный

нач..нать

угн..тённый

Ответ: ______________________

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..писуемый, н..дорвать

не..гибаемый, ра..бросанный

раз..яснить, фамил..ярный

по..бросить, о..бить

пр..равнять, пр..брежный

Ответ: ______________________

10.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

огранич..вать

затейл..вый

юрод..вый

усидч..вость

заноч..вать

Ответ: ______________________

11.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

дел..тся

во..щий

присыпл..т

се..щий

бре..щийся

Ответ: _____________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)глядя на повара, Анна Павловна отдала ему  множество приказаний и снова устремила взгляд на дорогу.

В кабинете Кирсанова ждал человек, (не)пожелавший назвать своё имя.

(Не)будь случайного свидетеля, происшествие в гостинице сумели бы скрыть.

(Не)откуда обломовцам получать новости.

Липы в старом саду (не)вырублены, их удалось сохранить.

Ответ: ______________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.  Раскройте скобки и выпишите эти слова.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспомнить арию из оперы В. Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) с драматическим итогом любви Обломова к ней.

(С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.

ЧТО(БЫ) ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.

Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его предкам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ  после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.

Только с признанием Ильи Ильича Ольге  (В)НАЧАЛЕ  второй части «Обломова» возникает завязка, а  (ЗА)ТЕМ  и действие романа, отсутствовавшее в первых главах.

Ответ: _____________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Непроше(1)ые гости подошли к струга(2)ому столу, на котором были расставле(3)ы деревенские яства: яйца, картошка, огурцы и клюкве(4)ый морс в глиня(5)ом кувшине.

Ответ: ______________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

2)Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

3)Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

4)Старые стволы были закрыты разросшимся орешником и пришлось пробираться сквозь его густую листву.

5)В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

Ответ: ______________________

16.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

Ответ: ______________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях  должны стоять запятые.

Человек – одно звено в бесконечной цепи жизней, которая (1) как будто (2) тянется через него из прошедшего к будущему. Где-то в таинственной глубине (3) быть может (4) лежат способности и таланты, полученные человеком по наследству и готовые развиться в потомках.

Ответ: ______________________

18.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении  должны стоять запятые.

В нескольких шагах от дома (1) течёт чистая река (2) берега (3) которой (4) покрыты мягкой густой травой.

Ответ: ______________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении  должны стоять запятые.

Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг.

Ответ: ______________________

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

 

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.                                                                                    (По В. Костомарову)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2)Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

3)Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.

4)Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.

5) Язык приспосабливается к потребностям общества.

Ответ: ______________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложения 1–9 содержат рассуждение.

2)Предложения 19-20  включают элементы повествования.

3)Предложения 21–22 включают элемент описания.

4)Предложения  34-39 содержат обоснование утверждения, высказанного в предложении 33.

5) В предложении 25 перечислены последовательно происходившие  действия.

Ответ: ______________________

22. Из предложений 7-9 выпишите антонимы (антонимическую  пару).

Ответ: ______________________

23. Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующие цифры.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как (А)________  (например, в предложениях 36 – 37), и троп (Б)________(в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как (В)________  («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), (Г)___________ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

 

Список терминов:

 

1)метонимия

2)сравнение

3)сравнительный оборот

4)ирония

5)разговорные слова и фразеологизмы

6)заимствованные слова

7)литота

8)риторический вопрос

9)синтаксический параллелизм

Ответ:

А Б В Г

 

 

 

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

 

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.