Задание для 11 Б класса по русскому языку от 02.03.17

Вариант 32  (2016г.) ЕГЭ (русский язык)

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ  в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в Бланк ответов № 1 справа от номера задания,  начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

 

(1) Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, но, хотя эти парашюты и тормозили падение, они сильно раскачивали парашютиста в разные стороны. (2) Воздух, который улавливался парашютом, надувал его то с одной, то с другой стороны. (3) Отверстие в куполе устранило этот недостаток: часть воздуха  вытекала вверх, и  <…>  этому парашют не раскачивался.

 

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)В куполе парашюта стали делать отверстие, через которое часть воздуха вытекает вверх, для того, чтобы парашютист не раскачивался во время падения, как при использовании первых моделей парашюта.

2)Отверстие в куполе парашюта препятствует тому, чтобы воздух улавливался парашютом.

3)Первые модели парашютов делали в виде огромных навесов, сильно раскачивавших парашютистов в разные стороны.

4)Хотя первые парашюты и тормозили падение, пользоваться ими было неудобно, потому что они сильно раскачивали парашютиста.

5)Чтобы парашютист не раскачивался во время падения, как при использовании первых моделей парашюта, в куполе парашюта стали делать отверстие, через которое часть воздуха вытекает вверх.

Ответ:  ____________________

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов)  должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?  Выпишите это слово.

вопреки

вследствие

благодаря

именно

к

Ответ: ______________________

 

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОЗДУХ. Определите значение, в котором это слово употреблено во  втором (2)  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОЗДУХ, -а, муж.

  • Сложное газообразное тело, составляющее атмосферу земли (физ.). Воздух состоит главным образом из кислорода и азота.
  • Земная атмосфера; то, чем дышит живое существо. Спёртый воздух. Выйти подышать воздухом.
  • Окружающее нас, ничем не занятое пространство над землёй. Борьба в воздухе. Прыгнул и перевернулся в воздухе.
  • Вне города. Жить на вольном воздухе.
  • Жить неизвестно чем (шутл., разг.). Питаться воздухом.
  • В настроении общества (перен.). В воздухе уже чувствовалось приближение революции.

 

Ответ: ______________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кровоточИла

слИвовый

принятА

накрЕнится

донЕльзя

 

Ответ: ______________________

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Выбрав удобный момент, фокусник незаметно для зрителей спрятал ОБРЫВКИ бумаги в карман и продемонстрировал ловко вынутый откуда-то целый лист.

Шлюпка могла ОТКЛОНИТЬСЯ от верного направления настолько, что заметить слабенький синий огонёк было уже невозможно.

В ближайшее время закон об обязательном страховании автогражданской ответственности может ПРЕТЕРПЕТЬ серьёзные изменения.

Почти все присутствовавшие в зале для встречающих в радостном волнении ОЖИДАЛИ одного человека.

Были предприняты ЭФФЕКТНЫЕ меры для предотвращения задымления территорий, близких к источнику возгорания.

Ответ: ______________________

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В кругу БАРЫШЕНЬ

У солиста БОЛЕЕ ЗВУЧНЫЙ голос

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

до ДВУХ ТЫСЯЧ ШЕСТОГО года

КЛАДИ на место

Ответ: ______________________

 

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Отправляя важную телеграмму, обязательно укажите обратный адрес.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Журнал «Итоги» продолжает печатать серию очерков об экономике страны.
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 3)  В справочнике для бухгалтеров написано, в каких случаях производят вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий работников.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Сверху, с косогора, цветы, которые росли островками, были похожи на пятна мозаики на зелёном фоне луга.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Когда он встал. Солнце было уже высоко.
  6) Говоря о Пушкине,  у нас возникает светлое чувство.
  7) По завершении спектакля зрители долго аплодировали актёрам.
  8) Много сил отдал А.А. Шахматов написанию научного исследования «Синтаксиса русского языка», завершённого в 1920 году.
  9) Все, кто бывает на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.

 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п..ролон

ди..пазон

к..смонавтика

вспом..нать

г..ристый

Ответ: ______________________

 

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

на..пилить, о..бросить

пр..образовать, пр..вилегии

от..скать, транс..ндийский

ад..ютант, ар..ергард

с..подчинение, раз..чаровать

Ответ: ______________________

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

щавел..вый

откле..ть

удушл..вый

кресл..це

раскашл..вшись

Ответ: ______________________

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

отбел..т

бре..щий (полёт)

закле..т

барабан..т

вид..щий

Ответ: ______________________

 

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

Победителей (не)судят.

Ундина из баллады Жуковского (не)холодная русалка, а воплощение любви.

Лесник (не)доумевал по поводу внезапного исчезновения ручья.

Ещё (не)добравшись до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.

Ответ: ______________________

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.  Раскройте скобки и выпишите эти слова.

На торжественном приёме присутствовали Рахманинов и Шаляпин – одногодки, оба тогда (СО)ВСЕМ молодые и чрезвычайно талантливые, но (ПРИ)ЭТОМ совершенно непохожие друг на друга.

(КАК)БУДТО во сне, Егор шёл (ПО)ПОЯС в тумане.

Я (ТОТ)ЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.

(НА)МИГ мне показалось, что лодка ударится сейчас о берег и разлетится (В)ДРЕБЕЗГИ.

(ПО)ТОМУ учебнику ТО(ЖЕ) можно подготовиться к экзамену по русскому языку.

Ответ: _____________________

 

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

«Она невоспита(1)а, неслыха(2)о глупа и невида(3)о уродлива, к тому же и вовсе без прида(4)ого,» — кричал он, швыряя дра(5)ый башмак в недавно купле(6)ый абажур.

Ответ: ______________________

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

2) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

3) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

4) В комнате молчали и лишь уличный шум за окном говорил о реальности происходящего.

5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.

Ответ: ______________________

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

Ответ: _____________________

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях  должны стоять запятые.

Лингвисты определили главные особенности термина: во-первых (1) термин тесно связан с определённой научной областью, во-вторых (2) термин однозначен, и (3) кроме того (4) содержание термина раскрывается посредством точного логического определения.

Ответ: ______________________

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении  должны стоять запятые.

Информационный взрыв (1) свидетелями (2) которого мы являемся (3) учёные предвидели ещё в прошлом веке.

Ответ: ______________________

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении  должны стоять запятые.

Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) и рядом покачивалась тонкоствольная берёза (3) всё было без перемен (4) но (5) когда сосна  упала (6) то многое изменилось.

Ответ: ______________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

 

(1)Я полюбил читать потому, что первая моя книга оказалась счастливой: она была интересной, я поверил ей, и мне очень, очень нравилась та жизнь, о которой писал её автор. (2)Было это в годы войны, телевизоров в  ту пору не было, каждый кинофильм показывали подряд несколько месяцев, и мы, ребята военного времени, любили читать.

(3)…А новая книжка! (4)В военные и первые послевоенные годы новая книжка была редкостью, праздником – и я начитал в те юные свои годы такое множество книг, такой набрал багаж, что он до сих пор мне помогает.

(5)Для меня лично книга гораздо выше телевидения и кино, и прежде всего потому, что телевидение и кино не дают простора фантазии, самотворчеству: и обстановку, и образы героев тебе преподносят в готовом, абсолютно материализованном виде, в то время как, скажем, Наташа Ростова в воображении каждого человека разная. (6)Эта множественность воображения, возникающая индивидуально, в зависимости от опыта и знания каждого читателя, создаёт тот мир самотворчества, который столь дорог и для развития всего мира. (7)Наташу Ростову в кино мы все воспринимаем в целом одинаково, а в книге всегда по-разному. (8)Но Наташа – персонаж всем известный, в какой-то мере захрестоматизированный. (9)А как велика сила воображения, как она важна, когда речь идёт о других героях великого мира литературы!

(10)Каждый читатель, на мой взгляд, – это созидатель, соавтор писателя; каждый зритель, как правило, – потребитель тех или иных категорий, созданных режиссёром или актёром.

(11)Было бы бессмысленно отрицать кино, театр, телевидение: они несут человеку много важного; в том числе, как и книга, воспитывают чувства, мысль, но мне кажется, что первым этапом в судьбе художественного воспитания должна быть всё-таки книга.

(12)В нынешние времена ребёнок ещё не может читать, а он уже постоянный теле- и кинозритель. (13)Такое «перепрыгивание» через книгу, через литературу, на мой взгляд, облегчает становление личности в новые времена. (14)В этих словах моих боль, идущая оттого, что дети сейчас смотрят гораздо больше, чем читают…

(15)А я по-прежнему преданно верен книге, и жизнь без книги для меня невозможна.      (По А. Лиханову)*

*Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1935 г.) – прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, автор книг, посвящённых детям.

 

  1. В каком предложении текста автор говорит о главном отличии читателя от зрителя? Укажите номер этого предложения.

4

8

10

14

15

Ответ: ______________________

 

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 6 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 5.

2) В предложениях 7–9 представлено рассуждение.

3) В предложении 11 представлено описание состояния человека.

4) В предложениях 12–14 содержится рассуждение.

5) Предложение 15 содержит повествование.

Ответ: ______________________

 

  1. Из предложений 5-9 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ______________________

 

  1. Среди предложений 3–9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

 

 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующие цифры.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

  1. «В стремлении как можно точнее выразить свои мысли и чувства А. Лиханов умело использует приёмы: _____ (предложение 10), _____ («очень, очень нравилась та жизнь» в предложении 1). Сочетая в тексте лексические средства: _____ («самотворчество» в предложении 5, «захрестоматизированный» в предложении 8) и _____ («созидатель», «столь»), – писатель достигает особого эмоционального эффекта».

 

Список терминов:

 

1) метафора

2) парцелляция

3) лексический повтор

4) противопоставление

5) эпитет

6) аллитерация (звукопись)

7) просторечное слово

8) книжные слова

9) индивидуально-авторские слова

А Б В Г
       

 

Ответ:

 

 

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

 

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2

 

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.