Королева неба

Марина Лаврентьевна Попович (Васильева) — единственная в мире женщина-пилот, установившая 102 мировых рекорда на самолетах разных типов. Марина Лаврентьевна — военный летчик-испытатель 1-го класса, полковник-инженер, доктор технических наук, заслуженный мастер спорта СССР, автор книг и киносценариев, коммунист.
Родилась Марина Лаврентьевна, по документам, 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области РСФСР (ныне — РФ). Позднее заявляла, что приписала себе несколько лет при поступлении на военную службу, и правильной датой ее рождения является 12 июля 1937 год.
Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годах.
В 1951 году окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне — Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба.

В 1957 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска (Мордовская АССР, ныне — Республика Мордовия), в 1962 году — Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).
Кандидат технических наук (1969). Тема диссертации — «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».
После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне — АО «НПО НИИИП-НЗиК»).
В 1954-1955 годах была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы города Саранска, с 1958 года — летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 году начала осваивать реактивные самолеты.
В 1962 году приняла участие в первом отборе женщин — кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), однако в космонавты не попала.
В 1963 году была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена.
С 1964 года – летчик-испытатель на базе Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса.
В 1978 году была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.
В 1979-1984 годах работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне — Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22.
Установила более 100 авиационных рекордов, из которых 10 зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет — около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов.
Полковник-инженер запаса. Была награждена и орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями. Заслуженный мастер спорта СССР.
Была членом Союза писателей РФ.
М. Л. Попович была активисткой КПРФ, участницей женского движения «Надежда России». «Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран.»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.