Домашнее задание для 10Б класса от 21.10.19

 

(1)В 1947 году великая страна наша все еще кочевала, заполняя вокзалы пестрым народом, спящим вповалку, голодающим, мечтающим об одном — о билете на нужный поезд!

(2)К окошечку билетной кассы выстроилась огромная очередь. (3)Все надеяться не могли: очередь слишком велика, билетов мало. (4)Здесь, в счастливой близости к закрытому окошечку кассы, стояли те, кто выстрадал это счастье несколькими сутками вокзальной жизни, кто в этой очереди коротал бессонные ночи, много раз впадал в отчаяние, держался из последних сил.

(5)Вот касса открылась! (6)Роптать не было смысла, каждый знал: на всех не хватит. (7)И ропот быстро сменился деловым шевелением.

(8)Середина очереди выслала незамедлительно вперед своих делегатов-добровольцев, чтоб не пускали ловкачей, желающих просочиться к заветному окошечку. (9)Сразу же среди решительных делегатов выделился атаман — дюжий парень: кубаночка венчает рубленую физиономию, напущенный чуб, нахальные глаза, золотой искрой зуб во рту.

(10)—Стройся по порядочку! — напористым тенорком начал командовать он. — (11)Вы, гражданочка, стояли тут или только приклеились?

(12)Но ему сразу же пришлось почтительно отступить перед плечом с малиновым погоном — железнодорожный милиционер бесцеремонно растолкал очередь и кивнул молодой женщине:

(13)— Сюда!

(14)Втолкнул ее третьей от окошечка.

(15)Женщина была нищенски одета, из просторного, с мужского плеча, затасканного ватника тянулась тонкая, беззащитная шея, щеки в нездоровой зелени, запавшие глаза в сухом беспокойном блеске, руки зябко прячутся в длинные рукава.

(16)Парень долго и оценивающе изучал женщину, слепо глядящую перед собой, наконец авторитетно пояснил:

(17)— Лагерная, из заключения.

(18)— А выгодно, братцы, быть жуликом.

(19)— Мы тут четвертый день околачиваемся, нас бы кто за ручку подвел.

(20)А парень в кубаночке ораторствовал, подогревал:

(21)— Чей-то билет ей достанется! (22)Может, мой, может, твой!.. (23)Я за родину кровь проливал, а она державе пакостила. (24)Зазря бы в лагеря не сунули. (25)И вот ее берегут, а на меня плевать!..

(26)Женщина молчала, напряженно распрямившаяся, с вытянутой из ватника бледной тонкой шеей, худое лицо безжизненно замкнуто, переживает враждебность.

(27)Наконец два человека впереди нее получили свои билеты. (28)Женщина пригнулась к окошечку кассы. (29)Но что-то случилось возле окошечка: женщина волновалась, сдавленно объясняла.

(30)— Ну, что там? (31)Бери да проваливай! — не выдержал парень.

(32)Мужичонка с тяжким мешком сунулся сбоку, прислушался и откачнулся в ликовании:

(33)— А у нее денег-то нету!

(34)Парень в кубанке победно из-под чуба оглядел свое окружение и крикнул уже по-начальнически:

(35)— Пусть проваливает!

(36)Женщина послушно откачнулась от кассы, серое в нездоровую зелень узкое лицо, плавящиеся в глубоких глазницах глаза.

(37)— Сходи-ка с ручкой к тем, кто привел. (38)Может, отвалят.

(39)И женщина с трудом разлепила бледные губы:

(40)— Смейся!.. (41)К детям еду, сама больна… (42)Нет денег, откуда?.. (43)Двое суток уже не ела…

(44)— Пожалуйся, а я пожалею, — парень картинно поворачивался в разные стороны, ждал поддержки.

(45)Но на этот раз все угрюмо отворачивались, не хотели знать чужой беды.

(46)Женщина грязным рукавом ватника досадливо смахивала слезы. (47)И мужичонка с большим мешком глядел на нее, конфузливо мялся, покрякивал.

(48)Из-за его спины вынырнула старушка, развязала платочек, протянула бумажку.

(49)— Сколь не хватает-то? (50)Возьми, милая, может, еще кто даст. (51)Больше-то не могу…

(52)Старушка совала бумажку женщине, та слабо отмахивалась:

(53)— Не, бабушка, что уж…

(54)— Да бери, бери! (55)Не все же без сердца — поймут…

(56)Мужичонка с сидором решительно крякнул, с досадою полез за пазуху.

(57)— И правда, девка, с миру по нитке — голому рубаха. (58)Я тоже вот к детям еду, с гостинцами… (59)Да бери ты, коли дают!

(60)Женщина глядела в землю и не шевелилась, над впалыми щеками проступили два вишневых пятна. (61)Чей-то решительный бас взорвался за платками и кепками:

(62)— Чего вы как нищенке суете! (63)Пройди кто по очереди да собери! (64)Не откажут!

(65)Парень в кубанке с размаху хлопнул себя по коленке:

(66)— Вер-на! (67)Организация нужна!..

(68)Он сорвал с себя кубанку, достал из кармана пятирублевую бумажку, повертел ее перед толпой — любуйтесь, что жертвую! — шагнул к старухе.

(69)— Кидай, бабуся, свой рублишко! (70)И ты, дядя!.. (71)Граждане! Кто сочувствует… (72)Граждане! Не обременяя себя, так сказать, по мере возможности!.. (73)Каждый может оказаться в стеснительном положении… (74)Спасибо!.. (75)Тронут!.. (76)Еще спасибо…

(77)Очередь уставших людей, только что накаленных недоброжелательством, презиравших эту приведенную милицией женщину, теперь охотно бросала в подставленную кубанку смятые деньги.

(78)А женщина смотрела вниз, щеки ее блестели от слез.

(79)Парень, прижимая кубанку, прошествовал к окошечку кассы, обернулся к очереди.

(80)— Хотя бы ты, дядя, проследи: не для себя, пользуясь случаем, только для нее!.. (81)Чтоб не было неприятных недоразумений, чтоб честно и благородно до конца!

(82)Женщина стояла, уронив вдоль тела рукава ватника, и плакала.                 (По В.Ф. Тендрякову *)

*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 — 1984) — русский писатель-прозаик, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне, на войне.

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.