В помощь ученикам 9 класса по биологии

Предлагаю некоторые шпаргалки для подготовки к урокам и экзамену по сложным темам биологии 9 класса.

  1. Митоз и мейоз.

таблицы-шпаргалки

Митоз — видео,   фильм или фильм

Мейоз — видео

 

2. Задачи по генетике.

Решение задач на моногибридное скрещивание

1. Основные этапы решения задач по генетике.

  1. Внимательно прочтите условие задачи.
  2. Сделайте краткую запись условия задачи.
  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы получен­ного от скрещивания потомства.
  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
  7. Запишите ответ на вопрос задачи.

2. Задача для отработки и закрепления навыков оформления решения.

Задача 1. У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.

  1. Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными  плодами?
  2. Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?
  3. Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?
  4. Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?
  5. Сколько разных генотипов может образовываться в F2?

Объект: томат.
Признак: кожица плодов

А – гладкая
а – опушенная

Решение:

1. Записываем схему скрещивания. В задаче сказано, что скрещивают гомозиготное растение с гладкими семенами, значит его генотип АА, опушенного растения – аа.

2. Записываем скрещивание потомков F1.

3. Проводим анализ скрещивания. В F2  произошло расщепление: по генотипу – 1 (АА) : 2 (Аа) :  1 (аа); по фенотипу 3 (желтосеменные растения) : 1 (зеленосеменные растения).

4. Отвечаем на вопросы задачи.

1) Растения с опушенными плодами дает один тип гамет, т. к. его генотип гомозигота по рецессивному признаку.
2) Все растения F1  гетерозиготны. Поэтому количество гомозиготных растений с опушенными плодами в F1 – 0.
3) В С – 736 растений. Растения с гладкими плодами имеют генотип АА и Аа. Они составляют 3/4 от общего количества растений – 736 : 4 * 3 =  552.
4) Растения с опушенными плодами составляют ? от общего числа в F2, т.е. 736 : 4 = 184.
5) В F2 произошло расщепление по генотипу в соотношении 1 : 2 : 1, т.е. в F2 3 разных генотипа.

Ответ: 1) 1;    2) 0;    3)  552;   4) 184;   5) 3.

Задача 2. Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?

Объект: свинья.
Признак: цвет щитины

F – черный
f – рыжий

Решение:

Ответ: все потомство имеет черный цвет щетины.

Задача 3. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

Объект: человек.
Признак: слух

S – норма
s – глухонемота наследственная

Решение:

Р   глухонемая х норма
F1                 глухонемой

У ребенка проявился рецессивный признак, значит его генотип ss. В генотип ребенка одна аллель пришла из материнского организма, а вторая – из отцовского. У матери по условию проявился рецессивный признак. Поэтому её генотип ss. У отца нормальный слух, значит одна аллель у него доминантная, а другая рецессивная, которую он передал ребенку.

Ответ: генотипы родителей  ss и Ss.

Задача 4. От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатым коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?

Объект: корова.
Признак: наличие рогов

D – комолые
d – рогатые

Решение:

95 * 3/4 = 71,5 = 72 комолых телят

Ответ: 72 комолых телят в F2.

Приложение

Признаки растений и животных:

Доминантный признак

Рецессивный признак

 

Человек

1. Курчавые волосы (у гетерозигот волнистые)
2. Раннее облысение
3. Не рыжие волосы
4. Карий цвет глаз
5. Веснушки
6. Карликовость
7. Полидактилия (лишние пальцы)
8. Темные волосы
9. Резус-положительный фактор крови
10. Праворукость

1. Прямые волосы
2. Норма
3. Рыжие волосы
4. Голубой или серый цвет глаз
5. Отсутствие веснушек
6. Нормальный рост
7. Нормальное число пальцев
8. Светлые волосы
9. Резус-отрицательный фактор крови
10. Леворукость

 

Горох

1. Желтая окраска смеян
2. Гладкая поверхность семян
3. Красная окраска венчика
4. Пазушное положение цветков
5. Вздутая форма бобов
6. Зеленая окраска бобов
7. Высокорослость

1. Зеленая окраска семян
2. Морщинистая поверхность семян
3. Белая окраска венчика
4. Верхушечное положение цветков
5. Плоская форма бобов
6. Желтая окраска бобов
7. Низкорослость

 

Томаты

1. Круглые плоды
2. Красная окраска плода
3. Высокорослость

1. Грушевидные плоды
2. Желтая окраска плода
3. Низкорослость

 

Куры

1. Гороховидный гребень
2. Оперенные ноги

1. Простой гребень
2. Неоперенные ноги

 

Рогатый скот

1. Комолость
2. Черная шерсть

1. Наличие рогов
2. Красная шерсть

 

Дрозофила

1. Серая окраска тела
2. Нормальные крылья

1. Черная окраска тела
2. Зачаточные крылья

 

Посмотреть дополнительные материалы по решению задач

Сборник задач по генетике с решениями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.