На Владимирщине в XIX веке колядование было распространено практически во всех уездах.
Ряженье начиналось в первого дня Святок. По-видимому, в Святые дни использовались преимущественно звериные маски, а в Страшные — «нечистой силы». В XIX веке рядилась в основном молодежь. На Владимирщине широко было распространено ряженье лошадью (аграрный мотив).Традиционными были и костюмы «старика» и «старухи» или «мужика» и «бабы», которые в древности были символами брачных отношений.
Таусень (овсень), разновидность русской колядки, в XIX веке исполнялся в канун Нового года детьми-подростками, а в некоторых случаях и взрослыми девушками. Песни пелись в сенях. В отличии от колядок, они адресовались каждому члену семейства по отдельности, а в конце исполнялся «общий таусень». На Владимирщине таусени широко бытовали в Судогодском, Меленковском, Муромском и Гороховецком уездах.
Виноградье на Святки — старинная традиция славянской культуры. Это такой вид колядовых песен, главной особенностью которого было величанье хозяев приходившими к ним веселыми компаниями девушек и парней. Образ винограда у славян олицетворял богатство, любовь и благополучие, а у восточных славян был еще и символом новобрачных.
Песни виноградия исполнялись в XIX веке в канун Нового года, так называемый «Васильев вечер». Пели их взрослые девушки (иногда и молодые женщины), заходя в дома. Будущие свекрови среди песенниц выглядывали себе невесток. На Владимирщине виноградии были записаны только в Муромском уезде.
Добавить комментарий