Прочитайте текст и выполните задания 1-3. |
(1) Скорость света – примерно 300 000 километров в секунду, поэтому, когда сверкает молния, мы видим её практически в тот же самый момент, в который она возникает. (2)Звук распространяется с гораздо меньшей скоростью – приблизительно 300 метров в секунду. (3) <…> во время грозы, хотя молния и гром возникают одновременно, мы слышим громовые раскаты после того, как увидим вспышку молнии. |
- Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Скорость света составляет примерно 300 000 километров в секунду, а скорость звука — приблизительно 300 метров в секунду.
2)Скорость света гораздо выше скорости звука, поэтому мы вначале видим молнию, а затем слышим раскат грома.
3)Во время грозы мы вначале видим вспышку молнии, так как скорость света — примерно 300 000 километров в секунду.
4)Мы вначале видим молнию, а затем слышим раскат грома, так как скорость света гораздо выше скорости звука.
5) Когда сверкает молния, мы видим вспышку практически в момент её возникновения, потому что скорость света гораздо меньше скорости звука.
Ответ: ______________________
- Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
Ответ: ______________________
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СКОРОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СКОРОСТЬ, -и, ж.
- Та или иная степень быстроты движения, распространения. Поезд двигался с большой скоростью. Поставить рекорд скорости. Скорость распространения электромагнитных волн.
- Та или иная степень быстроты какого-н. действия вообще. Скорость исполнения поручений. Скорость соображения.
- Та или иная быстрота доставки грузов (ж.-д.). Отправить груз малой, большой, пассажирской скоростью.
- Употр. для обозначения степени увеличения или уменьшения движущей силы автомашины, зависящей от того или иного способа сцепления шестерен (тех.). Перевести на вторую скорость.
- В скорости (простореч.) — в скором времени. Маркелов упомянул о том, что в скорости опять пришлет за Неждановым. Тургенев.
Ответ: ______________________
- В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
Заяц – ПУГЛИВОЕ по своей природе животное.
Принятие мер по защите окружающей среды вызвано ЖИЗНЕННОЙ необходимостью: природа нуждается в бережном отношении.
Депутаты подготовили ряд поправок к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ пакету законов.
Оксана окинула друзей БЛАГОДАРНЫМ взглядом и тихо засмеялась.
Ответ: ______________________
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Хотя сам он нередко с огорчением утверждает, что львиная часть времени, столь необходимая для творчества, уходит на преодоление чиновничьих и иных препон.
Ответ: ______________________
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СПЕЛЕЕ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
свыше СЕМИСОТ ПЯТИДЕСЯТИ тысяч
ЗАСТИГНУЛА
ПРЕДОСТЕРЁГШЕГО меня
Прочитайте текст и выполните задания |
(1)Почитаем Пушкина. (2)Две-три его строчки, даже случайно выхваченные, могут создать доброе настроение на весь день:
Прости светило дня, прости небес завеса,
Немая ночи мгла, денницы сладкий час,
Знакомые холмы, ручья пустынный глас,
Безмолвие таинственного леса,
И всё… прости в последний раз.
(3)Все живое для Пушкина, все движется и действует: солнце – светило, оно светит; ночь – немая; денница, то есть рассвет, – сладкая; холмы – свои, знакомые; ручей течет, журчит в тишине – поэт слышит голос ручья в тишине леса, как в пустыне… (4)А лес молчит, и само это молчание таинственно. (5)Ничего неживого, безразличного в природе нет, все мое, все твое, все полно движения и радости.
(6)Вы когда-нибудь видели торжественный восход солнца, наблюдали за ним, замирали душой при появлении самого малого краешка солнца? (7)И вот оно разрастается, вот уже наполовину вышло, а вот и все поднялось – светило дня!
(8)Самый глухой к музыке, самый черствый человек в этот сладкий час денницы чувствует себя, как верующий человек в церкви, он готов молиться, он поднимается душой, видя это торжество света над тьмой.
(9)Так ведь и вся наша жизнь, каждая минута – борение света и тьмы. (10)Счастлив человек, если в душе его постоянно светлые чувства, если сладкая денница каждый день наполняет его радостью, если он просыпается и поднимается с радостью, со светом, если живет светло и несет свет людям. (11)Несчастен, кто не знает этого света, кто вечно угрюм, темен душой, подозрителен и зол. (12)Злому кажется, будто он справедлив, будто он злится праведно, будто всегда есть на что злиться. (13)А на самом деле он просто зол, его не захватил сладкий час денницы, свет не проник в его душу – и он живет, как потухший фонарь. (14)Нет, не просто потухший, а такой, какого нет в физическом мире: фонарь, распространяющий темноту, убивающий, уничтожающий свет.
(15)Как научиться жить с рассветом? (16)Это не значит подниматься раньше всех и не обязательно каждый день видеть восход солнца. (17)Но, проснувшись, можно подумать о солнце, которое взошло или скоро взойдет, можно подумать о свете, которым полна земля. (18)Ведь все живое на земле оттого живое, что каждый день наступает сладкий час денницы. (По С.Л. Соловейчику*)
*Симон Львович Соловейчик — российский публицист, педагог и философ.
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Строки стихов Пушкина могут создать доброе настроение на весь день.
2) Как научиться жить с рассветом? Это значит подниматься раньше всех и обязательно каждый день видеть восход солнца..
3) Счастлив человек, если в душе его постоянно светлые чувства, если сладкая денница каждый день наполняет его радостью.
4) Самый черствый человек во время восхода солнца не сможет почувствовать его красоту.
5) Все живое на земле оттого живое, что каждый день наступает сладкий час денницы.
Ответ: ______________________
- Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Предложение 6 содержит описание.
2)Предложения 16-17 содержат ответ на вопрос, высказанный в предложении 15.
3)В предложении 7 представлено повествование.
4)Предложения 17–18 содержат рассуждение.
5) Предложения 10-11 содержат повествование.
Ответ: ______________________
- Из предложений 12-14 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).
Ответ: ______________________
- Среди предложений 9 – 14 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи союза, личного местоимения, частицы и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующие цифры.
- «Проблема, поднятая С.Л. Соловейчиком, весьма серьёзна, и потому автор так взволнован. Он ведёт разговор с читателем очень эмоционально, старается убедить его в своей правоте, употребляя такие приёмы, как (А) ______ («фонарь, распространяющий темноту, убивающий, уничтожающий свет » в предложении 14) и (Б) _______( предложение 9). Образность авторской речи придают и синтаксическое средство (В) ______ (предложение 6), и троп (Г) ______ (предложения 8, 13)»
Список терминов:
1)вводное слово
2)диалектизмы
3)антитеза
4)сравнение
5)литота
6)парцелляция
7)фразеологизмы
8)градация
9)риторический вопрос
А | Б | В | Г |
Добавить комментарий