Домашнее задание для 11 Б класса от 4 сентября

ЕГЭ (русский язык)

 

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

 

(1) Археологи находят в славянских землях много кладов. (2) Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3) <…> самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.
  1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего количеством ювелирных изделий.

2)Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество.

3)Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни и быте древних славян.

4)Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению, чтобы иметь представление о жизни и быте древних славян.

5) Для археологов представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений, не является ценным.

Ответ: ______________________

  1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: ______________________

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -и, ж.

  1. только ед. Длительность бытия (филос.). Пространство и время — основные формы бытия.
  2. Последовательная смена часов, дней, лет, столетий и т. п.; определенный отрезок этой последовательности, в течение к-рого что-н. совершается или что-н. может быть совершено. Время идет быстро. С тех пор прошло много времени. Работа требует много времени.
  3. Категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Глагол «шёл» стоит в форме изъявительного наклонения прошедшего времени ед.ч. муж. рода.
  4. Период или момент, не занятый чем-нибудь, свободный от чего-нибудь. Свободное время.
  5. Определенный момент, в который происходит что-нибудь. Во время спектакля зрители наслаждались игрой актёров.
  6. Ежемесячный литературный и политический журнал. Издавался в Санкт-Петербурге в 1861-63 М. М. Достоевским; фактический редактор — Ф. М.Достоевский.
  7. разг. Показатель скорости движения спортсмена при беге, заплыве и т.п. на определенную дистанцию (в спорте). Спортсмен бежал на время.

Ответ: ______________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вероисповЕдание

срЕдства

осведомИшься

надОлго

понЯв

Ответ: ______________________

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.

Имена ВЕЛИКИХ российских полководцев известны всем.

Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта ВЕЧНЫМ слоем пыли, и только   старинные часы неторопливо вели свой мерный счёт.

Все необходимые инструменты были ПРЕДОСТАВЛЕНЫ проводящим ремонтные мероприятия рабочим вовремя.

В январе прошли обильные снегопады: пышные снега ОДЕЛИ в зимние наряды леса и поля.

Ответ: ______________________

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда мне приходилось бывать в обществе, я всегда старался причинять удовольствие окружающим меня людям.

Ответ: ______________________

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

растёт в ГРУНТЕ

более ШИРОКО

ПРОПОЛОЩИ бельё

подпишите ДОГОВОРЫ

страховые ПОЛИСА

Ответ: ______________________

  1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
   
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) В рассказе «Рождении корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили  морские суда.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В книге «Анализ поэтического текста» Ю.М. Лотман утверждает, что поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до конца

ясна науке.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 4) Вопреки предсказанию синоптиков лето было дождливым.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Все, кто знаком с творческой биографией Ганса Христиана Андерсена, помнят его слова о том, что легче всего пишется наедине с природой.
  6) Поселившись в дельте Нила, предками египтян была заложена основа одной из древнейших цивилизаций.
  7) Многие из тех, кто посетил выставку картин Поленова в Третьяковской галерее, был приезжим.
  8) По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
  9) Пётр Иванович долго думал, оставаться ли ему на зиму в деревне.

 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
  • пл..вец, вытв..рять, прим..риться
  • пок..яние, кат..лог, ф..культет
  • утр..мбовать, к..саться (рукой), приг..релый
  • выг..рки, зам..реть, отл..жить
  • ур..внение, з..ревать, (налоговый) выч..т

Ответ: ______________________

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • ..горяча, бе..сильный, чере..чур

2)    пр..пирательство, пр..вилегия, непр..ступная (крепость)

3)    о..брасывать, по..крепить, на..писать

4)    пр..вознести, пр..старелый, пр..творить (в жизнь)

5)    нед..варить, п..дрисовать, р..зыскной

Ответ: ______________________

  1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • раскорч..вать, неоскуд..вающий
  • удушл..вый, обезбол..вающее
  • глянц..вый, затм..вать
  • кипяч..ный, засветл..
  • развед..вать, холщ..вый

Ответ: ______________________

  1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • раста..вший, получ..шь
  • наден..шь, униж..нный
  • дремл..шь, выгул..нный (пёс)
  • (хорошо) выгляд..шь, (холм) обезлес..л
  • та..щийся (в темноте), самокле..щийся

Ответ: ______________________

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Как он ни старался, все равно опоздал, и никому (НЕ)НУЖНЫЙ отчет отправили в мусорную корзину.

Ни с кем (НЕ)ПРОСТЯСЬ, нахмурясь, он быстро вышел из комнаты.

Книга была ещё (НЕ)ДОЧИТАНА ими.

(НЕ)ШИРОКАЯ, но удобная тропа вилась между деревьями.

(НЕ)БЫЛО никого веселее, чем он.

Ответ: ______________________

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

Людям Павла Ивановича деревня ТО(ЖЕ) понравилась, и они ТАК(ЖЕ), как и он, обжились в ней.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ раскаивался в этом.

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

Матрёна Филимоновна (ТОТ) ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.

Ответ: ______________________

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Гране(1)ый мастером алмаз легко отличить от подделки, выполне(2)ой ремесле(3)иком.

Ответ: ______________________

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – 4)Откуда в наших местах антилопы?

– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде.

(8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– (11)Ты точно антилопу видел?

– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!

– (17)Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я  из  них  лекарство  сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем  близко,  под  самым  носом,  шагах  в  двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад…

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

– (45)Вкусно, миленькая?

– (46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.                                                                                                        (По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.

  1. Из предложений 32-35 выпишите фразеологизм.

Ответ: ______________________

  1. Среди предложений 27–35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ______________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 16-17 . В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующие цифры.

 

  1. «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём (А)_________ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: (Б)_________  («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_________ («стеклянные  глаза» в предложении 24) и (Г)__________ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список терминов:

1)антитеза

2)метафора

3)сравнение

4)анафора

5)ряд однородных членов

6)лексический повтор

7)риторический вопрос

8)риторическое восклицание

9)эпитет

А Б В Г
       

 

Ответ:

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.