Основанное в 1922 году легендарным российским авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым, ОКБ разработало более 300 различных моделей и модификаций самолетов. За 100 лет было выпущено более 18 000 самолетов марки «Ту», установлено около 280 рекордов грузоподъемности и дальности полета.
Сегодня наш рассказ посвящен ранним самолетам молодого конструкторского бюро.
Первой разработкой непосредственно конструкторского бюро стал легкий одномоторный спортивный самолет. В то время, когда шла ожесточенная дискуссия между последователями «традиционного» самолетостроения, то есть выполненными из дерева, ткани и подобных материалов, и сторонниками цельнометаллического самолетостроения, материалом для первого самолета был выбран кольчугалюминий, полученный в августе 1922 года на заводе в селе Кольчугино Владимирской области. Этот материал по своим свойствам близок к иностранному дюралюминию.
Строительство самолета происходило в одной из комнат второго этажа бывшего особняка купца Михайлова, где ныне находится научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского. Основу самолета выполнили из дерева и ткани, а внешняя обшивка была из металла. На самолет установили бывший в долгом употреблении мотор «Анзани» мощностью 35 лошадиных сил.
В августе 1923 года самолет был построен. Его назвали АНТ-1 («Андрей Николаевич Туполев – первый»), но создатели в шутку окрестили воздушную машину «птичкой-невеличкой». Первые испытания прошли 21 октября 1923 года на бывшем Кадетском плацу, что символично, потому что с него 12 июля 1912 года совершил один из первых полетов в нашей стране пилот Б.И. Россинский.
За штурвалом АНТ-1 сидел летчик и инженер Евгений Иванович Погосский. Оторвавшись от земли, он совершил три круга «по коробочке» и посадил самолет в месте взлета.
В ходе дальнейших полетов, проводившихся, в основном, на Ходынском аэродроме, был достигнут порог в 600 метров высоты, но из-за выхода из строя мотора испытания были прерваны. Надо сказать, что его пытался починить Борис Сергеевич Стечкин, но, к сожалению, механизм был слишком изношен. Впоследствии АНТ-1 передали на завод опытный конструкций в «воздушный» цех. О его судьбе в настоящее время ничего не известно.
Следующий образец – АНТ-2 – стал первым отечественным цельнометаллическим и первым пассажирским самолетом, который мог перевозить двух-трех человек. Его официальные испытания прошли 28 мая 1924 года, но в том числе из-за дорогого производства данную модель не стали выпускать. В настоящее время один из двух самолетов экспонируется в Центральном музее Военно-воздушных сил Российской Федерации в Монино.
В 1925 году был разработан первый серийный самолет-разведчик ОКБ Туполева – двухместный АНТ-3 «Пролетарий», на котором был установлен рекорд в 7150 километров по маршруту: Москва – Берлин – Париж – Вена – Прага – Варшава – Москва. Этот перелет наши летчики выполнили за 34 часа 15 минут.
В 1927 году на самолете с названием «Наш ответ» (сокращенно от «Наш ответ Чемберлену») летчик С.А. Шестаков с бортмехаником Д.В. Фуфаевым осуществили перелет по маршруту Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Благовещенск – Спасск – Наньян – Окаяма – Токио – Москва.
Добавить комментарий