Задание по русскому языку для 9 «Б» класса от 23. 09. 14

Вариант 8 (ОГЭ 2015)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

 

(1)В воскресенье я просыпаюсь раньше обычного. (2)Игорь ещё спит.

(3)Сдёргиваю с него шинель.

—  (4)Вставай, лейтенант! (5)Идём на Волгу купаться.

(6)Он недовольно морщится, ворчит, но всё-таки встаёт.

(7)Пляжа в Сталинграде нет, и мы прыгаем прямо с плотов в жирные, перламутровые от нефти волны. (8)Вода тёплая, точно подогретая.

(9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье.

—  (13)Идём-ка лучше в библиотеку,  —  предлагает он.

(14)Я не возражаю.

(15)В книжном зале Игорь наслаждается найденным им «Аполлоном» за 1911 год. (16)Я  —  новеллами в «Интернациональной литературе». (17)Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно. (18)Портреты Тургенева, Тютчева. (19)Большие стенные часы мелодично бьют каждые четверть часа. (20)Кажется, что и везде мир и покой.

(21)Двое ребятишек давятся от смеха над иллюстрациями Доре к «Мюнхгаузену». (22)У меня тоже, помнится, когда-то была эта книга в красном с золотом переплёте, с такими же рисунками. (23)Я мог её раз по двадцать на день рассматривать. (24)Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит. (25)И другая картинка, где ворота разрéзали коня пополам. (26)Он стоит, спокойно пьёт воду из фонтана, а сзади хлещет целый водопад.

(27)Мы сидим до тех пор, пока библиотекарша не намекает нам, что скоро библиотека закрывается.

—  (28)Приходите завтра, с двенадцати до шести мы всегда открыты.

(29)Мы прощаемся и уходим.

(30)У вокзала квадратный чёрный громкоговоритель простуженно хрипит:

—  (31)Граждане, в городе объявлена воздушная тревога…

(32)Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. (33)Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. (34)Всё небо усеяно плевками зениток.

(35)Немцы летят низко  —  видны жёлтые концы крыльев, обведённые белым кресты, шасси, точно выпущенные когти. (36)Из-под крыльев вываливаются чёрные точки. (37)Одна… две… десять…

(38)Потом ничего нельзя уже разобрать. (39)Сплошной грохот, ничего не видно: всё затянуто чем-то мутным.

(40)Вокзал горит. (41)Домик правее вокзала горит. (42)Там, кажется, была редакция. (43)Левее, там, откуда мы только что ушли, сплошное зарево… (44)Неужели библиотека?..                                                            (По В. Некрасову)

 

Некрасов Виктор Платонович   —  русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов  —  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По сценариям Виктора Некрасова сняты кинофильмы.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

 

2.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему молодые офицеры с таким удовольствием проводят время в библиотеке?»

1) —   Идём-ка лучше в библиотеку,  –  предлагает он.

2) Большие стенные часы мелодично бьют каждые четверть часа. Кажется, что и везде мир и покой.

3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.

4) Мы сидим до тех пор, пока библиотекарша не намекает нам, что скоро библиотека закрывается.

Ответ: ______________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Вода тёплая, точно подогретая.

2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.

3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.

4) Всё небо усеяно плевками зениток.

Ответ: ______________________

4. Из предложений  23—25  выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

Ответ: ______________________

5. Из предложений 30—32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени пишется Н».

Ответ: ______________________

6.  Замените разговорное слово «допотопный»  в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ: ______________________

7.  Замените словосочетание «нефтяные разводы» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ______________________

8.  Выпишите грамматическую основу предложения 38.

Ответ: ______________________

9.  Среди предложений 13 — 19 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

У меня тоже,(1) помнится,(2) когда-то была эта книга в красном с золотом переплёте,(3) с такими же рисунками. Я мог её раз по двадцать на день рассматривать. Особенно мне нравилось,(4) как барон сам себя за косу из болота тащит.

Ответ: ______________________

11.  Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ______________________

12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он недовольно морщится,(1) ворчит,(2) но всё-таки встаёт.

Пляжа в Сталинграде нет,(3) и мы прыгаем прямо с плотов в жирные,(4) перламутровые от нефти волны. Вода тёплая,(5) точно подогретая.

Ответ: ______________________

13. Среди предложений  32—35  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

14.  Среди предложений  27—31  найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты  –  одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.А. Солоухина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «(43)Левее, там, откуда мы только что ушли, сплошное зарево… (44)Неужели библиотека?..».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3  Как Вы понимаете значение слова ВОЙНА? Сформулируйте прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое война», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.