Домашнее задание_10А_18.04

2. Какое из приведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии текста?

 

Во-первых

Иными словами,

По­это­му

Хотя

По­то­му что

3. Прочитайте фраг­мент сло­вар­ной статьи, в ко­то­рой при­ве­де­ны зна­че­ния слова ФОН. Опре­де­ли­те значение, в ко­то­ром это слово ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии 2. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в приведённом фраг­мен­те сло­вар­ной статьи.

 

ФОН, -а, м.

1) Основной цвет, тон, по ко­то­ро­му сде­лан рисунок, узор. Купили ситец — на крас­ном фоне мел­кие цветочки.

2) Задний план картины, рисунка, спо­соб­ству­ю­щий вы­де­ле­нию глав­ных эле­мен­тов композиции. Золотой фон иконы.

3) Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, вы­де­ля­ет­ся кто- или что-либо. Кружево чу­гун­ной решётки чётко вы­ри­со­вы­ва­ет­ся на фоне жёлтой листвы.

4) Обстановка, среда, окружение, в ко­то­рых кто-либо на­хо­дит­ся или что-либо происходит. Этот уче­ник вы­де­ля­ет­ся на общем фоне.

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 

ненАдолго

Иксы

понялА

снятА

вручИт

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 

ОБИДНЫЙ про­мах в матче выбил дей­ству­ю­ще­го по­бе­ди­те­ля из чемпионата.

НЕ­СТЕР­ПИ­МАЯ пе­чаль зву­ча­ла в этой песне, за­став­ляя сжи­мать­ся сердце.

Мос­ков­ский го­су­дар­ствен­ный АКА­ДЕ­МИЧ­НЫЙ сим­фо­ни­че­ский ор­кестр под­го­то­вил новую про­грам­му из про­из­ве­де­ний Чайковского.

От­кры­тие РАСЧЁТНОГО счёта — это процедура, не­об­хо­ди­мая для любой ор­га­ни­за­ции после её офи­ци­аль­ной регистрации.

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово правильно.

 

о ПО­ЛУ­ТО­РА часах

при­шел БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ

ЧЕ­ТЫРЬ­МЯ­СТА­МИ студентами

две пары БОТИНОК

пять КОЧЕРЁГ

7. Установите со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и предложениями, в ко­то­рых они допущены: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным оборотом

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным приложением

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и сказуемым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го предложения

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной соотнесённости гла­голь­ных форм

 

1) За­ме­ча­тель­ным рус­ским поэтом, тонко чув­ству­ю­щий природу, яв­ля­ет­ся С. А.Есенин.

2) В рас­ска­зе «Рождение корабля» Борис Шер­гин показывает, как рус­ские ма­сте­ра стро­и­ли мор­ские суда.

3) Если бы мы успе­ли бы раз­ра­бо­тать программу, уже в сле­ду­ю­щем ме­ся­це можно было бы при­сту­пить к работе.

4) В жур­на­ле «Литературном наследии» можно найти новые ин­те­рес­ные све­де­ния о твор­че­стве Л.Н.Толстого.

5) Кост­ный мозг – это ткань, за­пол­ня­ю­щая по­ло­сти ко­стей по­зво­ноч­ных жи­вот­ных и человека.

6) Всех, кто раз­би­ра­ют­ся в технике, при­гла­ша­ют при­нять уча­стие в тех­ни­че­ской олимпиаде.

7) В тек­сте под­ни­ма­ет­ся про­бле­ма «отцов и детей», став­шая тра­ди­ци­он­ной для рус­ской классики, и рас­кры­то от­но­ше­ние ав­то­ра к мо­ло­до­му поколению.

8) Гости по­се­ти­ли ак­то­вый зал но­во­го зда­ния лицея, ко­то­рый мас­шта­ба­ми и убран­ством не усту­па­ет не­боль­шо­му дра­ма­ти­че­ско­му театру.

9) Эко­ло­ги при­зы­ва­ют эко­ном­но рас­хо­до­вать элек­тро­энер­гию и пла­ни­ру­ют про­ве­сти для або­нен­тов со­то­вой связи спе­ци­аль­ную экоакцию.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

8. Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

д..визия

к..сание

нат..реть

об..щавший

р..стение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

контр..удар, транс..европейский;

пр..небрежение, пр..скорбное;

н..кинутый, пр..родина;

об..грать, сверх..нициативный;

не..гораемый, ра..говор.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

выкрас..л

непоседл..вый

обур..вать

податл..вый

стыдл..вость

11. Выпишите слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 

расшир..нный

замен..шь

налад..в

невид..мый

слыш..шь

12. Определите предложение, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

Но ис­ка­ли они эту прав­ду со­всем (не)там, где их идей­ные противники.

Софья Ни­ко­ла­ев­на (не)очень по­ста­ре­ла за это время.

(Не)легко было чи­та­те­лю в то время раз­би­рать­ся в про­ти­во­ре­чи­вых оценках.

Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся слит­но. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

(НЕ)СМОТРЯ на то что со­труд­ни­ков (В)ПОПЫХАХ за­бы­ли опо­ве­стить о про­изо­шед­ших переменах, всё про­шло благополучно.

ЧТО(БЫ) ни случилось, ро­ди­те­ли все­гда при­дут ему на по­мощь — в этом Мак­сим­ка был уверен, (ОТ)ТОГО легко пошёл на риск.

Алек­сей всё ТАК(ЖЕ) часто вс­по­ми­нал о доме, и в этих своих вос­по­ми­на­ни­ях он (ПО)НАСТОЯЩЕМУ от­ды­хал душой.

Они пошли даль­ше (ПО)ДВОЕ, и Бритоголовый, оглядываясь, всё видел (В)ДАЛИ го­лу­бо­ва­тый огонь.

С(НАЧАЛА) этой уди­ви­тель­ной ис­то­рии КАК(БУДТО) не было ни­че­го странного.

14. Укажите все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

Груня гля­де­ла в маленькое, криво прорубле(1)ое окошко, при­жав­шись сморще(2)ым лбом к нестрога(3)ому переплёту око(4)ой рамы.

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 

1) Под­твер­дить или опро­верг­нуть эти пред­по­ло­же­ния до­воль­но трудно.

2) В по­след­ние годы жизни Ру­бенс до­стиг уди­ви­тель­но­го со­вер­шен­ства как в ис­кус­стве порт­ре­та так и в пейзаже.

3) В конце XVI века в цар­ских и бо­яр­ских па­ла­тах и в мо­на­сты­рях печи стали об­ли­цо­вы­вать изразцами.

4) Мед­ве­жо­нок лежал на со­ло­ме у самой мачты или взби­рал­ся на неё вверх до бе­сед­ки и здесь сидел или тоже лежал.

5) Осен­ней све­же­стью лист­вою и пло­да­ми бла­го­уха­ет сад.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Леонид Лео­нов (1) яв­ля­ясь клас­си­ком рус­ской ли­те­ра­ту­ры XX века (2) был не­уто­ми­мым за­щит­ни­ком рус­ско­го леса (3) на­зван­но­го им (4) «зелёным другом».

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Занимаясь ли­те­ра­тур­ным творчеством, В.И. Даль (1) ко­неч­но (2) глав­ным делом своей жизни счи­тал со­зда­ние «Словаря жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го языка». Пер­вое слово для этой книги (3) по вос­по­ми­на­ни­ям со­вре­мен­ни­ков (4) он за­пи­сал в во­сем­на­дцать лет.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Лецитин яв­ля­ет­ся ве­ще­ством (1) де­фи­цит (2) ко­то­ро­го (3) влечёт по­вы­шен­ную утом­ля­е­мость и ухуд­ше­ние памяти.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

К ним (часам) все так при­вык­ли (1) что (2) если бы они про­па­ли (3) как-нибудь чудом со стены (4) груст­но было бы, слов­но умер род­ной голос и ничем пу­сто­го места не заткнешь. (Булгаков)

 

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) Мы долж­ны сде­лать всё возможное, чтобы бро­дя­ги из­ме­ни­ли свой образ жизни и за­ня­лись чем-то полезным.

2) Люди, ко­то­рые бес­цель­но бро­дят по земле, вы­зы­ва­ют неприязнь.

3) Глядя на бродяг, мы не­ред­ко ис­пы­ты­ва­ем чув­ство превосходства.

4) Бродяги-странники по­мо­га­ют нам ста­но­вить­ся лучше.

5) Стран­ни­ки бегут от тоски.

(1)В былые годы, когда я был по­мо­ло­же, я имел не­ко­то­рое при­стра­стие к рыб­ной ловле. (2)Тогда я не­ред­ко остав­лял мой го­род­ской дом, за­па­сал­ся удоч­ка­ми и чер­вя­ка­ми и ухо­дил в де­рев­ню на ры­бал­ку. (З)Целые дни до позд­не­го ве­че­ра я про­во­дил на реке, а спать за­хо­дил к кре­стья­нам или на мель­ни­цу. (4)Имен­но в то время я впер­вые по­зна­ко­мил­ся с одним из за­га­доч­ных яв­ле­ний нашей жизни, ко­то­рое при­от­кры­ло мне не­ко­то­рые тайны рус­ской души, — бро­дяж­ни­че­ством по-рус­ски, или стран­ни­че­ством.

(5)Од­на­ж­ды, придя к мель­ни­ку но­че­вать, я в углу избы за­ме­тил ка­ко­го-то че­ло­ве­ка. (6)В по­тас­кан­ной серой одеж­де и в ды­ря­вых ва­ля­ных са­по­гах, хотя было это летом, он лежал прямо на голом полу. (7)Он спал с ко­том­кой под го­ло­вой и с длин­ным по­со­хом под мыш­кой. (8)Я лёг про­тив двери на разо­стлан­ном для меня сене. (9)Не спа­лось. (Ю)Вол­но­ва­ла бу­ду­щая заря. (11) Хо­те­лось зари. (12)Утром рыба хо­ро­шо клюёт. (13)Но в лет­нюю пору зари долго ждать не при­хо­дит­ся. (14)Скоро на­ча­ло све­тать. (15)И с пер­вым све­том серый комок в ва­лен­ках за­ше­ве­лил­ся, как-то кряк­нул, по­тя­нул­ся, сел, зев­нул, пе­ре­кре­стил­ся, встал и пошёл прямо в дверь. (16)На крыль­це он по­до­шел к ру­ко­мой­ни­ку, ви­сев­ше­му на верёвочке. (17)С моего ложа я с лю­бо­пыт­ством на­блю­дал за тем, как он полил воды на руки, как он смо­чил ею свою седую бо­ро­ду, растёр её, вы­тер­ся ру­ка­вом своей хла­ми­ды, взял в руки посох, пе­ре­кре­стил­ся, по­кло­нил­ся на три сто­ро­ны и пошёл.

(18)Я было со­би­рал­ся со ста­ри­ком за­го­во­рить, да не успел — он ушёл. (19) Очень по­жа­лел я об этом, и за­хо­те­лось мне хотя бы взгля­нуть на него ещё один раз. (20) Чем-то ста­рик меня к себе привлёк. (21)Я при­встал на ко­ле­ни, об­ло­ко­тил­ся на под­окон­ник и от­крыл окош­ко. (22)Ста­рик ухо­дил вдаль. (23) Долго смот­рел я ему вслед. (24)Фи­гу­ра ста­ри­ка, по мере того как он уда­лял­ся, де­ла­лась всё мень­ше и на­ко­нец вовсе рас­тво­ри­лась в утрен­нем ту­ма­не. (25)Но в гла­зах и в мозгу моём его образ остал­ся на­все­гда, живой.

(26)Это и был бро­дя­га-стран­ник. (27)В Рос­сии ис­по­кон веков были такие люди, у ко­то­рых не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (28)Не бу­дучи цы­га­на­ми, они вели цы­ган­ский образ жизни. (29)Хо­ди­ли по про­стор­ной рус­ской земле с места на место, из края в край. (ЗО)Блуж­да­ли по по­дво­рьям, за­гля­ды­ва­ли в ка­ба­ки, тя­ну­лись на яр­мар­ки. (31)Жили по­да­я­ни­ем. (32) От­ды­ха­ли и спали где по­па­ло. (ЗЗ)Цель их стран­ство­ва­ний все­гда опре­де­ля­лась по-раз­но­му и весь­ма рас­плыв­ча­то — «ко свя­тым ме­стам», «по­стра­дать», «грехи ис­ку­пить», найти место, «где ды­шать легче». (34) Я, чест­но го­во­ря, убеждён, что если каж­до­го из них в от­дель­но­сти спро­сить, куда и с какой целью он идёт, то он не от­ве­тит. (35)3ачем ему об этом ду­мать?

(36)Ка­жет­ся, они чего-то ищут. (37)Ка­жет­ся, в их душах живёт смут­ное пред­став­ле­ние о каком-то не­ве­до­мом крае, где жизнь пра­вед­нее и лучше. (38) Но ещё вер­нее будет ска­зать, что они от чего-то бегут. (39)А бегут, ко­неч­но, от тоски — этой со­всем осо­бен­ной, не­по­нят­ной, не­вы­ра­зи­мой, ино­гда бес­при­чин­ной рус­ской тоски.

(40)В «Бо­ри­се Го­ду­но­ве» Му­сорг­ским с по­тря­са­ю­щей силой на­ри­со­ван свое­об­раз­ный пред­ста­ви­тель этой бро­дяж­ной Рос­сии — Вар­ла­ам. (41) Му­сорг­ский с не­срав­нен­ным ис­кус­ством и мощью пе­ре­дал ми­ро­ощу­ще­ние этого бро­дя­ги — не то мо­на­ха-рас­стри­ги, не то про­сто ка­ко­го-то быв­ше­го цер­ков­но­го слу­жи­те­ля. (42)Тоска в Вар­ла­а­ме без­дон­ная, как океан. (43)Куда бы этот бро­дя­га ни пошёл, он идёт с го­то­вым со­зна­ни­ем своей аб­со­лют­ной не­нуж­но­сти. (44)Вот и ходит Вар­ла­ам из мо­на­сты­ря в мо­на­стырь, ша­та­ет­ся из го­ро­да в город за чу­до­твор­ной ико­ной по цер­ков­ным при­хо­дам. (45)В гор­сточ­ке дер­жит свеч­ку вос­ко­вую, чтобы её не за­ду­ло, и орёт сип­лым басом, под­ра­жая про­то­ди­а­ко­нам: (46)«Со­кру­ши­те змия лю­то­го со два на де­ся­тью кры­ла­ми хо­бо­ты».

(47)У него спу­та­на и вскло­ко­че­на седая бо­ро­да, рас­хо­дя­ща­я­ся на конце на­двое на­по­до­бие што­по­ра. (48)Одут­ло­ва­тый, ма­ло­кров­ный, од­на­ко с сизо-крас­ным носом, он ходит по го­ро­дам, весь по­но­шен­ный и по­мя­тый, в своей стёган­ной на вате шапке, схо­жей с ка­ми­лав­кой. (49)Таких, как он, сто­ро­нят­ся, не желая встре­чать­ся взгля­дом с влаж­ны­ми, про­ся­щи­ми гла­за­ми, ко­то­рые видят че­ло­ве­ка на­сквозь.

(50)…Не знаю, ко­неч­но, нужны ли такие люди. (51)Надо ли устро­ить так, чтобы они стали иными, или не надо? (52)Одно толь­ко я скажу: эти люди — одна из за­ме­ча­тель­ней­ших, хотя, может быть, и пе­чаль­ных кра­сок рус­ской жизни. (53)Нет, сами они не пра­вед­ни­ки, но каким-то чу­дес­ным об­ра­зом де­ла­ют нас чище и лучше. (54)Если бы не было таких бро­дяг-стран­ни­ков, «калик пе­ре­хо­жих», жить всем нам было бы труд­нее…

(*По Ф. И. Ша­ля­пи­ну)

*Фёдор Ива­но­вич Ша­ля­пин (1873 — 1938) — зна­ме­ни­тый рус­ский опер­ный и ка­мер­ный певец.

Ис­точ­ник тек­ста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 13.11.2012 ва­ри­ант 1.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) В пред­ло­же­ни­ях 1-3 пред­став­ле­но рассуждение.

2) Пред­ло­же­ния 6-7 со­дер­жат описание.

3) Пред­ло­же­ния 15-17 вклю­ча­ют повествование.

4) Пред­ло­же­ния 29-32 рас­кры­ва­ют суждение, вы­ска­зан­ное в пред­ло­же­нии 28 текста.

5) В пред­ло­же­ни­ях 53—54 со­дер­жит­ся описание.

22. Какое слово ис­поль­зо­ва­но в тек­сте в пе­ре­нос­ном значении?Выпишите его.

 

кра­сок (предложение 52)

фи­гу­ра (предложение 24)

яр­мар­ки (предложение 30)

пред­став­ле­ние (предложение 37)

23. Среди пред­ло­же­ний 37-43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го местоимения, си­но­ни­мов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. Прочитайте фраг­мент рецензии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти текста. Не­ко­то­рые термины, ис­поль­зо­ван­ные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из списка.

 

Отрывок из книги Ф. И. Ша­ля­пи­на «Маска и душа» от­ли­ча­ет­ся до­ве­ри­тель­ной про­сто­той и непритязательностью, ко­то­рые со­че­та­ют­ся со сти­ли­сти­че­ским бо­гат­ством и изыс­кан­ной по­э­тич­но­стью ав­тор­ско­го языка. Этому спо­соб­ству­ет такой сти­ли­сти­че­ский приём, как (А)_____ (предложения 36, 37), а также такое син­так­си­че­ское сред­ство выразительности, как (Б)_____ (предложения 35, 51). В тек­сте при­ме­ня­ют­ся и лек­си­че­ские средства, в частности, (В)_____: «помоложе» в пред­ло­же­нии 1, «шатается» в пред­ло­же­нии 44. Из тро­пов автор до­ста­точ­но ши­ро­ко ис­поль­зу­ет (Г)_____: «по про­стор­ной рус­ской земле» в пред­ло­же­нии 29, «с влажными, про­ся­щи­ми глазами» в пред­ло­же­нии 49.

 

Список терминов:

1) книжная лексика

2) сравнение (-я)

3) литота

4) разговорная лексика

5) парцелляция

6) вопросительные предложения

7) антитеза

8) эпитет(-ы)

9) анафора

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В целях безопасности нам нужно проверить не робот ли вы * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.